В 1890 году на верфи при Мотовилихинском пушечном заводе по заказу судовладельца Ушакова был построен буксирный пароход под немного странным названием - "Редедя князь Косогский". Это был мощный пароход, в железном корпусе, с двумя паровыми машинами. Однако же из-за большой осадки (без груза и топлива -9 четвертей) судно заказчиком принято не было и долгое время стояло без действия. Впоследствии пароход был приобретен у завода обществом "Мазут". За ним установилась слава первого силача Волги, водившего на буксире до сорока некрупных барж.
О "Редеде" на Волге ходили целые легенды, в которых, конечно, была и некоторая доля правды. Рассказывали, например, такую историю. Вел как-то "Редедя" на буксире большой караван деревянных барж, груженых солью, как говорят волгари, "целую деревню". И вот одна из барж сильно прихватила мели. Но буксирный пароход этого не почувствовал и продолжал идти дальше. Никто на нем и не заметил, что баржа была почти разорвана, а соль вытекла в Волгу. Остатки оторвавшейся баржи были потом заметены песком, и образовался перекат под названием Соляной.
А вот еще одна из историй, связанных со знаменитым буксиром. Рассказывают, будто однажды хозяин парохода поспорил с одним из купцов, что "Редедя" стащит его мельницу в Волгу. Мельница эта, имевшая вид круглой башни, стояла на берегу реки около Астрахани. Владелец ее, распалившись, доказывал, что хоть и велика сила у буксира, но мельницу ему не опрокинуть. Такие споры в те времена были не редкостью у купцов-толстосумов. Они готовы были ни перед чем не остановиться, лишь бы потешить свое тщеславие по принципу "ндраву моему не препятствуй!".
И вот спорщики деятельно взялись за дело. Сотня рабочих опутывала здание мельницы цепями, тросами. Наконец все было подготовлено к выполнению этого чудачества.
К месту развертывавшихся событий был подведен и сам "Редедя", с которого был подан толстый буксир (цинкач) и произведена соответствующая учалка. Медленно стал отходить "Редедя", постепенно увеличивая ход. Все дальше и дальше. И наконец свершилось то, что и должно было произойти: натянутые до предела цепи и стальные тросы прорезали каменную кладку здания, и оно в облаке красной кирпичной пыли с большим грохотом сначала осело, а потом повалилось на бок под восторженные крики многочисленных зевак. Особенно радовались спорщики, хотя один из них и потерял мельницу. Но и он с восторгом повторял: "Ах ты, черт, до чего ж силен! Всем пароходам пароход!"
|